Швейцария величественная и необыкновенна. Эта небольшая по площади страна несёт в себе удивительный симбиоз природных богатств и человеческих изобретений. Молочный шоколад, точные хронографы, банки, фондю, теория относительности, ножи, мюсли, бозон Хиггса, и конечно же Альпы всё это про Швейцарию. 26 кантонов и полукантонов, и у каждого есть собственный повод для гордости.
Например, Кантон Во богат изысканными сортами вин, кантон Женева славится часами и кварталом международных организаций, Цюрих стратегический центр швейцарских банков и страховых компаний, а в кантоне Граубюнден расположены лучшие горнолыжные курорты такие как Санкт Мориц и Давос. (Кстати, именно в последнем Роберт Льюис Стивенсон написал свой знаменитый роман «Остров сокровищ». Неожиданно, правда?)
Если вы не из отряда курортных тюленей, а предпочитаете более активный отдых — эта страна определённо вам подойдёт. Для изучения достопримечательностей кантонов можно выбрать транспорт на любой вкус: арендовать велосипед (бесплатно во многих крупных городах), взять на прокат автомобиль, проехаться на почтовом автобусе, но комфортней всего воспользоваться ещё одной гордостью страны — железными дорогами. Тысячи нитей по всем направлениям связывают многогранную и мультиязычную Швейцарию в единое целое. А ещё, поезда — это невероятно романтично. Мы проехали с востока на запад и выяснили, действительно ли швейцарские железные дороги самые надёжные и комфортные в мире. Ответы — в нашем ликбезе.
РАСПИСАНИЕ
Продумано таким образом, что временные коридоры между поездами и в любом направлении составляют от 5 до 35 минут. Его можно изучить следующими способами:
— с помощью официального сайта швейцарских федеральных железных дорог, или его мобильной версии SBB Moblle (крайне рекомендуем). Всё просто: вбейте начальную и конечную точку следования, предполагаемое время отправления и вуаля! Система рассчитает оптимальный маршрут, а ещё сопроводит всей необходимой информацией, включая время отправления, время следования, номер платформы, загруженность поезда, есть ли в нём вагон-ресторан и многим другим.
— на вокзальном табло,
— возле билетных касс. Там вы можете найти информационные брошюры с расписанием, а в крупных городах также воспользоваться бесплатными компьютерами, с возможной информации.
БИЛЕТЫ можно приобрести через интернет (включая электронный билет через SBB МоЫlе), в билетных кассах или через специальные автоматы (принимают франки и пластиковые карты). Билет в нужное направление действует один день. То есть вы покупаете билет не на конкретный поезд, а на нужную станцию, стоит лишь определиться в вагоне какого класса вам комфортнее всего находиться.
Если вы планируете много перемещаться по стране советуем купить проездной Swiss Pass или Swiss Flexi Pass. Он не только избавит от необходимости каждый раз искать автоматы и кассы, разбираться с покупкой билета, высчитывать какой маршрут наиболее выгоден, но и даст массу бенефитов, вроде существенной экономии, возможности неограниченно пользоваться всей системой швейцарского транспорта, а так же бесплатно посещать музеи. Кстати, купить проездной можно заранее в Москве. В поездах Швейцарии существует два класса обслуживания, первый и второй. И да, зайцем проехать не получится. В 9 случаях из 10 вам на пути встретиться улыбчивый контролёр и 100 франков — самое малое с чем вы можете расстаться.
БАГАЖ
Все вагоны оборудованы стеллажами для хранения сумок и чемоданов. На большинстве станций есть камеры хранения. А если вы решили на своём маршруте сделать несколько остановок в разных городах и хранить при себе чемодан совершенно не хочется, можно воспользоваться удобной третьей опцией — сдать его на станции отправления, и забрать его на конечной станции вашего путешествия. Кстати, для велосипедистов также предусмотрены специальные вагоны, на дверях которых есть знак велосипеда.
ПЛАТФОРМЫ (фр. voie, нем. gleis)
Здесь всё интуитивно понятно. Каждая платформа поделена на буквенные сектора. На информационном табло можно свериться, в каком секторе находится вагон нужного класса. Более того, на некоторых платформах сверху вы можете разглядеть небольшие красные треугольники. Они указывают где в прибывающем поезде будут находиться двери.
ПОЕЗДА
IC, ICN, ЕС, IR, Schnellzug, R, RX, S-Bach советуем прочитать все эти аббревиатуры различных типов поездов — и тут же срочно забыть. Для туриста они не несут практически никакой смысловой нагрузки. Покупайте билеты в нужном вам направлении и не морочьтесь над буквенным кодом.
К тому же, гораздо интереснее другие названия — ЭКСПРЕССЫ. Швейцарцы не без основательно гордятся своей страной. И специально для тех, кто хочет получше познакомиться с её обычаями и природой, они разработали несколько панорамных маршрутов. Признаться, «экспресс» В названии этих поездов звучит весьма обманчиво и характеризует скорее не скорость передвижения состава, а количество позитивных эмоций, которые вы получите за столь короткий промежуток времени. Вот некоторые из них:
Ледниковый экспресс (Glasier Express) — самый знаменитый панорамный поезд Швейцарии. Увлекательный 7-ми часовой маршрут связывает два всемирно-известных курорта Церматт и Санкт-Мориц. 291 мост 91 тоннель связывают этот маршрут. Вы проедите по перевалу Оберальп через национальный заповедник кантона Граубюнден, с его древнейшими горными лесами, альпийскими лугами, скалами и реками, через кантон Вале с его ледяными горными пейзажами и живописными ущельями. Экспресс Бернина (Bemina Express) Этот поезд провезёт вас с севера на юг, из горной Швейцарии в не менее горную Италию и обратно. 2253 метра над уровнем моря — совсем не шутки. Золотой перевал (Golden Pass) Этот в прямом смысле золотой поезд следует из Монтрё через самую живописную часть Швейцарии в Центральную Швейцарию, в Люцерн. Ривьера Женевского озера пропитанная пальмами, виноградниками и цветочными ароматами сменяется мрачными еловыми лесами, живописными озёрами, стремительными водопадами и традиционными горными деревеньками. Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут — это Золотой перевал. Вильгельм Телль экспресс (Wilhelm Теll Express) — на этом маршруте вам предстоит покорить сразу две стихии. Сначала — водную, так как путешествие начинается у берегов Люцернского озера. Вы проплывёте через всё озеро на старинном колёсном пароходе. А спустя 2,5 часа, на другой стороне «малой воды» вас будет ждать первоклассный железнодорожный экспресс, который направляется в сердце итальянской Швейцарии.
ВАГОНЫ
Подразделяются на два класса: первый (на билете обозначен как 1 Сl.) и второй (2 Сl.), маркированы большими заметными цифрами 1 и 2. С билетом первого класса можно занимать любой понравившийся вагон, не зависимо от его цифрового обозначения. Напротив, билет второго класса придётся заплатить неприятный штраф. Принципиальной разницы между вагонами первого и второго класса мы не ощутили. В первом, почти всегда можно обнаружить розетки, и полное отсутствие людей. Во втором, есть большая вероятность провести часть пути стоя. Особенно в часы пик. Приятный бонус — во всех вагонах есть туалетная комната.