В любом центре туризма, есть такое сооружение, которое стало его визиткой. Оно является самой главной достопримечательностью и обязательна для просмотра каждым иностранным туристом.
Без нее нельзя представить этот город или страну. Так, если вспомнить о Париже, то сразу же вспоминается Эйфелева башня, а если вы увидите значок пирамиды Хеопса, то это изображение вполне может заменить наименование Египта на карте. Визитку Барселоны представляет знаменитое произведение великого испанского архитектора Гауди — собор Саграда Фамилия.
Этот собор является поистине уникальным архитектурным явлением, мостом, связавшим эпохи и поколения, подарившим возможность почувствовать историю, приобщившись к её созданию. Второе столетие Саграда строится, видоизменяется, растет. И это стало единственным случаем в истории архитектуры, когда такой долго строящийся собор имеет огромную мировую известность, притягивая к себе внимание миллионов туристов, и занесен в списки мирового наследия ЮНЕСКО.
Собор начал создавать в 1882 году, малознакомый истории архитектор Франсиско де Вильяра. Сооружение было задумано возвести в неоготическом стиле, опираясь на дух того времени и классические представления о виде христианской церкви. Исходя из этого, было начато строительство и построена крипта под апсидой. По воле случая Вильяр вскоре отказался от проекта и его продолжили Антонио Гауди, назначенному главным архитектором в 1891 году. После этого жизнь Гауди неразрывно с возведением собора. Он был фанатично предан делу своей жизни. Жил и творил в самом соборе, в буквальном смысле, в келье незаконченного здания.
Из Гауди просто бил фонтан идей. Являясь художником абстракционистом, весь в эмоциях и внутренних порывах, он извергал идеи просто хаотично, без схем и чертежей, основываясь на интуицию, постоянно что-то меняя и перестраивая. Понятно, что из-за этого для строительства требовалось максимальное личное присутствие и содействие, поэтому собор для него и кровом и рабочей мастерской. Мастер посвятил своему творению 43 года, но при его жизни было реализовано только третья часть всех его замыслов. В связи с тем, что Гауди был набожным человеком, собор должен был стать, по его замыслам, современным видением Нового Завета. Здание исполнено в виде латинского креста, это все что имело сходство в этом футуристическом сооружении с обычной каталонской церковью или храмом.
Гауди планировал построить три фасада: Воскресение, Страсти Христовы и Рождество. Каждому из которых должно было построено по четыре остроконечных башни, с высотой до 112 метров, общее число которых бы равнялось 12-ти, что символизировало 12 апостолов. Кроме этого четыре башни, каждая высотой 120 метров, символизировали бы Евангелистов и окружали самую высокую центральную башню в высоту на 170 метров, посвященную Иисусу, на которой должен был бы быть крест. Гауди принял решение, что самая высшая точка башни в храме будет ниже самой высокой горы в Испании, Монжуик. Являясь истовым христианином, он не хотел свое произведение ставить выше, чем творение Бога.
Если говорить о достоинствах архитектуры, необычайности форм и структуре здания в общем, нужно делить внимание на внутренней и внешней отделке храма. Не вооруженным взглядом видно как внимательно, с любовью относился Гауди к каждому сантиметру своего произведения. В здании поражают воображение отделка и декор, своим количеством продуманных деталей, сюжетов и линий, сочетанием различных стилей и направлений. Храм имеет особую поэтичность, которую вложил в него мастер. Кроме этого, у Гауди было в планах возвести колокольню, где от порывов ветра раскачивались бы колокола. Была создана сложная осветительная система, свет должен был проникать во внутрь храма, через специальные проемы в башнях и через разноуровневые витражи, что создало бы ощущение струящегося света. При этом Гауди очень с большой ответственностью относился к своему делу. Одним из подтверждений этому является тот факт: что при работе над одним из библейских сюжетов «Избиение младенцев», мастер делал слепки с мертворожденных младенцев, а для снятия слепка с животного, усыплял его хлороформом.
С 1954 года, последователи Гауди начали к постройку фасада Страстей. В этом помещении храма впоследствии открыли музей, где представляются сохранившиеся работы самого Гауди, и все что связанно со строительством сооружения, за все время его существования. Начиная с 1977 года и до начала 21 века проводились работы по возведению четырех башен, и оформлялся фасад скульптурой и витражами внутри здания. В 2000 году начал создаваться фасад Славы и в это же время планировалась постройка башен Девы Марии и Христа. Работы проводятся и по настоящее время. По подсчетам окончить строительство планируется в 2030 году.