Один из старейших городов Ближнего Востока стал священным для приверженцев трех мировых религий – иудеев, христиан и мусульман. На протяжении всей его многовековой истории он переходил из рук в руки и входил в состав величайших империй.
Город расположился между Мертвым и Средиземным морями в Иудейских горах на высоте примерно 800 метров. Сегодня Иерусалим поделен на две части – Новый и Старый город. Новый город давно превзошел по размерам и количеству населения своего старшего собрата. Но сердцем столицы остается окруженный крепостными стенами Старый город с узенькими улочками, несмолкаемым многоязыким говором и обилием исторических достопримечательностей. Прогуливаясь по нему, можно познакомиться сразу с несколькими культурами, ведь исторически он делится на четыре квартала: мусульманский, христианский, еврейский, армянский.
Христианский квартал, попасть в который можно через Новые ворота (ворота Хамида), расположен в северо-западном углу Старого города. На его территории находятся несколько десятков христианских святынь — церковь Спасителя, одна из старейших в Иерусалиме церковь Иоанна Крестителя, монастырь Святой Анны, церковь Марии Магдалины, патриархия Русской Православной Церкви, Греческий патриархат и многие другие.
Главная из них — Храм Гроба Господня.
Храм разделен между несколькими конфессиями христианской церкви, каждой из которых выделено свое место и время для молитв. Нередко такое разделение служит причиной конфликтов между ними. Во избежание недоразумений ключи от храма хранятся в одной мусульманской семье, а право открытия и закрытия дверей принадлежит другой. Эта традиция на протяжении столетий передается в обеих семьях от отца к сыну. Своеобразным символом этих разногласий служит «Недвижимая лестница».
Она приставлена к окну второго яруса, который принадлежит Армянской церкви, опираясь на карниз, принадлежащий Греческой. Пока лестница стоит на своем месте, соглашение между конфессиями в силе — не менять ничего в храме без общего согласия.
Еврейский квартал, расположенный в юго-восточной части Старого города – самый маленький и самый старый из всех. Он был почти полностью разрушен во время оккупации города Иорданией и реставрирован после объединения Иерусалима. Ведут в Еврейский квартал Мусорные (Навозные) ворота, названные так потому, что через пролом в стене, позднее ставший воротами, в древности вывозили мусор на свалку. Здесь тоже хватает уникальных памятников: остатки древней сторожевой башни, руины цитадели Давида, музей истории Иерусалима и Хасмонейские туннели. А также лестница Маалот-раби-Иегуда, которая ведет к главной святыне иудеев вне Храмовой Горы — сложенной из каменных монолитов Стене Плача. Она единственная уцелела после разрушения римлянами Второго Святого Храма. В любое время суток возле нее можно найти молящихся, которые вкладывают между камнями записки с разными просьбами. Паломники со всего мира приезжают в Иерусалим для того, чтобы увидеть и прикоснуться к святыне, оставив свое послание Всевышнему.
Севернее расположен самый большой и густонаселенный квартал — мусульманский. Во время прогулок по нему можно заметить, что туристов здесь меньше, чем в других местах, но и тут можно увидеть много интересного. Он примыкает к Храмовой горе со священным двором Харам-эш-Шериф. На месте разрушенного Священного Храма евреев стоит мечеть Омара. На холме в честь вознесения пророка построена мечеть Аль-Акса. Там же возвышается Мечеть скалы, поставленная над святилищем Соломонова храма, в котором, по преданию, хранился Ковчег Завета. Здесь на скале можно увидеть отпечаток ступни Муххамеда и три волоса из его бороды. Это третье по значимости святилище исламской религии и древнейшая из существующих мусульманских построек мира.
Из-за такой важности для двух религий Храмовая гора стала причиной постоянных конфликтов между мусульманами и приверженцами иудаизма. Помимо прочего Виа Долороза — улица, по которой Иисус Христос нес крест к месту своего распятия, погребения и воскресения, берет начало именно тут — у Львиных ворот.
Другие ворота, через которые можно попасть в квартал – это ворота Ирода. Арабское название — Цветущие или, по-другому, Цветочные ворота, появилось благодаря цветочному орнаменту. Еще одни – ворота Лунатиков – получили свое название благодаря расположенному рядом кладбищу лунатиков (тех самых, которые не спят ночами).
И последний, самый маленький из всех, Армянский квартал, куда можно войти через Сионские и Яффские ворота. Он активно заселялся в начале двадцатого века беженцами из Османской империи, но после войны за независимость Израиля многие уехали – сейчас в Старом городе проживает около двух тысяч армян. Большинство из них обладают творческой профессий — художники, фотографы, ювелиры и гончары. Армянская декоративная керамика из Иерусалима известна всему миру. В центре квартала располагается Армянская патриархия. При ней существуют музей и библиотека, фонды которой насчитывают более тридцати тысяч книг, некоторые из которых относятся к тринадцатому веку. Помимо этого здесь расположены другие достопримечательности — Армянский монастырь с собором Святого Иакова, монастырь Маронитов, музей Мардиджиана, Церковь Масличного Дерева и многие другие.
Все четыре района Старого города обнесены крепостными стенами, построенными в шестнадцатом веке османским султаном Сулейманом I Великолепным на том же самом месте, что и предшествующие, которые неоднократно разрушались. Сохранившиеся стены протяженностью около четырех с половиной километров насчитывают сорок три сторожевые башни и одиннадцать ворот, семь из которых в настоящее время действуют. Старейшие Золотые ворота, построенные в начале шестого века, заложены камнями, а раньше они вели на Храмовую гору. Поблизости имеются остатки еще более древних ворот, которые относятся ко времени Второго Иерусалимского Храма. Среди евреев есть поверье, что именно через эти ворота в город придет Мессия. Чтобы помешать этому, по приказу все того же Сулеймана I ворота были замурованы, а позже перед ними с той же целью было заложено кладбище.
Помимо исторических и религиозных достопримечательностей в Старом городе у туристов пользуются большой популярностью посещение всевозможных магазинов, лавочек и рынков для покупки местных сувениров относящихся к различным культурам. Особой популярностью пользуется базар в мусульманском квартале, который начинается от Дамасских ворот. Узкие улочки заставлены прилавками, на которых выложены традиционные мусульманские одеяния и украшения, курительные трубки, благовония, специи и восточные сладости.
Однако, как и в любом другом месте подобного рода, необходимо остерегаться карманников и активно торговаться. А вот самый крупный и самый старый в Иерусалиме продуктовый рынок – шук Махане Иегуда. Там есть практически все – свежесобранные фрукты и овощи, ароматная выпечка, десятки сортов сыра, соления, рыба, восточные пряности, сухофрукты. Постепенно рынок Махане Иегуда стал популярен как место для гастрономических туров, которые начали приносить немалый доход самому рынку, в результате чего рядом со старыми лотками открылись новые модные кофейни и арт-лавки.