Чтобы постичь Иран не хватит и целой жизни. Каждая встреча — неповторимый узор, наносимый невидимой силой на роскошный ковер, которому нет ни начала, ни конца. Эта история путешествия в край белых тюрбанов и странствующих поэтов, подземных дворцов и неугасимого огня, в край, где говорил Заратустра.
КЕМ БЫЛИ ВЕЛИКИЕ ЧАРОДЕИ
В детстве я мечтала увидеть загадочных зороастрийцев, представляя их могущественными рослыми бородачами, хранителями тайн Вселенной и волшебных сокровищ. Меня пугали и одновременно манили истории про гадание по звездам и божественное пламя, которому эти старцы поклонялись испокон веков. Тогда я и помыслить не могла, что увижу их своими глазами и сама буду зажигать огонь у священного источника.
Задолго до иудаизма, христианства и ислама, легендарный Заратустра заключил завет с Богом. Был он, как говорят, частично пастухом, а частично — жрецом. Еще в младенчестве он творил чудеса. Однажды, увидев небесный свет, Заратустра познал Истину, которая заключается в простой формуле: «счастлив тот, кто желает счастья другим».
Зороастрийцы чтут единого Бога Ахура Мазду, священную книгу «Авесту» и верят, что в мире все делится на доброе и злое, белое и черное. И от человека зависит, что он выберет. За все плохое ответственен Ахриман и те, кто сознательно становятся его союзниками. Нет никакой другой силы, кроме человеческой воли. Соблюдай три закона — благие мысли, благие слова и благие дела. И твой путь будет усыпан розами, а в награду за добрые дела унаследуешь Царство Небесное. Всякий оступившийся может исправиться, но исправления не даются легко, совершившему зло посылается ответное зло. Это правило маятника — стоит его раскачать, как он вернется к тебе с той же силой. Гармония с природой — залог зороастрийского счастья и источник мудрости.
Основная функция храмов Аташкадэ сводится к поддержанию священного огня. Поэтому, зороастрийцев ошибочно принимают за огнепоклонников. В действительности, они почитают огонь только как видимое проявление Божественной силы, как и солнечный свет. Сами верующие называют себя «бехдин», благоверный.
Зороастрийцы создали могущественную арийскую цивилизацию. О былой имперской славе сегодня напоминают останки Персеполиса, разграбленного Александром Македонским, и величественные скальные гробницы Кира, Дария и Ксеркса. Образ Заратустры оказал влияние и на западноевропейскую цивилизацию. Появился герой Зорастро в опере Моцарта «Волшебная флейта», пророк был воспет Ницше и не давал покоя Гитлеру.
Христиане по праву могут считать себя преемниками древних чародеев. Ведь именно зороастрийцы, волхвы из Кашана, первыми узнали о рождении младенца Иисуса, и, ведомые Вифлеемской звездой, пришли ему поклониться.
ЙАЗД
В третьем тысячелетии до нашей эры посреди пустыни был основан город Йазд. Он строился из смеси глины и соломы, поэтому, на подъездах к городу утомленный путник мог принять его за скальный массив. В лучах раскаленного солнца город сливался с пустыней, а тенистые пальмовые рощи казались обманом зрения или уловкой шайтана.
Благодаря удаленному местоположению, Йазд не был стерт с лица земли во времена кровопролитных войн Ахеменидов, Парфян и Сасанидов. Город устоял и при набегах Чингисхана, став местом укрытия для художников, литераторов и ученых. И до нас дошли удивительные творения инженерной мысли древних зороастрийских цивилизаций — подземные дворцы.
Отели «Ориент» и «Шелковый путь», расположенные в старых частных дворцах Йазда — лучшие стоянки для путешественников во времени. В жаркий день там можно прекрасно отдохнуть, насладившись прохладой и тишиной, возлежа на подушках возле бассейна, и отведать традиционную зороастрийскую и мусульманскую кухню. А за десертом стоит отправиться во дворец-ресторан, расположенный в десяти минутах ходьбы. Хозяин-зороастриец предложит вам отведать морковное мороженое и, может быть, даже достанет из-под полы домашнее вино.
Подземные дворцы — это, как правило, дома богатых купцов-зороастрийцев, а, позднее, и мусульман. Их сохранилось очень много в старых городских центрах Йазда и Кашана. Гуляя по узким улочкам, кажется, что ты попал в лабиринт «Страны чудес» Льюиса Кэррола. Бесконечные стены из необожженной глины, никакого просвета, никаких разделений между участками. Только покосившиеся деревянные двери с металлическими рукоятками намекают на то, что внутрь можно войти.
Жилые дома строились ниже уровня земли, в вы¬рытом котловане. В центре комплекса располагался открытый двор с бассейном и садом, а вокруг, в форме каре, надстраивались комнаты в два или три этажа. Подземное расположение спасало от зноя, песка и шума.
Многие дворцы превращены в музеи или ремесленные лавки, а на крышах открыты рестораны и кафе, откуда можно полюбоваться панорамой средневекового города, словно не тронутого временем.
Благодаря Великому шелковому пути слава Йазда в былые времена достигала пределов Европы и Азии. Так, караванными путями до него смогли добраться даже Марко Поло и Афанасий Никитин. А сегодня город входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ИРАНСКИЕ ПРИНЦЕССЫ
Бытует мнение, что мусульманские женщины угнетены шариатом. Однако везде по-разному трактуется религиозное право. Статус женщины, ее роль в обществе и семье обусловлены культурны¬ми кодами каждой конкретной мусульманской страны. В Иране женщина возведена на пьедестал. Особое ее почитание восходит к зороастрийской традиции. Существует, так называемый, феномен «иранской жены», которая обладает гораздо большими правами в семье, нежели муж. В ее обязанности входят только исполнение супружеского долга, верность, рождение детей и покрытие тела и головы в публичных местах. В остальном она свободна. Может учиться, может работать и все заработанные деньги тратить на собственные нужды, может ничего не делать и не выходить замуж. Тогда как муж, помимо супружеских обязанностей, деторождения и верности, обязан обеспечивать семью, следить за чистотой в доме, а если женщина откажется кормить новорожденного младенца, он должен либо оплатить ей этот труд, либо нанять кормилицу. Женщина в доме голова, а бабушка голова втройне. Поэтому некоторые иранцы предпочитают брать в жены иностранок. Свои хоть и краше всех на свете, но слишком уж авторитарны.
ЛОВЦЫ ВЕТРА И ВОДЫ
Творческая деятельность в зороастризме считается обязательной составляющей праведного земного пути, потому всякое изобретательство поощряется. Искусные чеканщики, ткачи и ковродеарийцы особенно преуспели в архитектуре. Изобретательные и пытливые, они сумели приручить природу, ведь возводить города в пустыне нетривиально.
Пыльные бури, отсутствие воды, жара днем и холод ночью, спровоцировали развитие системы водоснабжения и вентиляции. Зороастрийцы первыми изобрели кондиционеры — ловушки ветра. Здания оснащались башнями-бадгирами, охлаждавшими воздух в жилых, общественных и подсобных помещениях. Каждая башня имеет от двух до четырех каналов, обеспечивающих циркуляцию воздуха. Попадая в ловушки, воздух опускался в подвальное помещение к водохранилищу, и, охлаждая воду, поднимался наверх, вентилируя здание.
Собственные водохранилища могли себе позволить только зажиточные горожане, бедняки довольствовались общедоступными резервуарами. Так или иначе, несмотря на пекло, от жажды не умирали, и города сумели озеленить. Для этого через пустыню пришлось провести глубокий подземный водопровод, который собирал воду с горных источников и рек, доставляя ее прямо к домам.
НИКБАНУ
Вдалеке от поселений, в особой климатической зоне, в горах Харанак, где никогда не бывает ни особо жарко, ни холодно, а осадков выпадает намного меньше, чем в округе — находится центр паломничества зороастрийцев. Несколько домов один над другим выдолблены высоко в скалах у священного источника Чак-Чак, что означает «кап- кап».
Согласно легенде, сасанидская принцесса Никбану скрывалась здесь от арабских завоевателей. Умирая от жажды, она взмолилась Ахура Мазде. По его указанию девушка метнула свой посох в скалу, откуда в тот же миг забил родник. Скала расступилась, скрыв Никбану от погони.
Со временем вокруг источника построили святилище, где в первозданном виде представлены основные стихии, почитаемые зороастрийцами: вода, огонь, воздух и земля (в данном случае — камень). Это не храм в общепринятом понимании, а святилище в пещере, оформленное стенами с двух сторон. Полированная скала служит полом, откуда прорастает сквозь крышу огромное дерево, якобы посаженное самой Никбану. Вода стекает по скале и для ритуальных целей собирается в тазы. А в центре помещения сооружен металлический подсвечник в виде цветка лотоса, где поддерживается огонь. Зажигать от тлеющих дров специально приготовленные щепки разрешается всякому почтившему это место, вне зависимости от вероисповедания. Однако, раз в год в июне в Чак-Чак съезжаются зороастрийцы со всего мира для проведения особой «огненной» церемонии. И туристу туда можно попасть только по специальному разрешению жреческого управления, либо в Йазде, либо в Тегеране.
MUST SEE
Одно из туристических must see в округе Йазда — это город Харанак, покинутый зороастрийцами совсем недавно. Помещения вплотную примыкают друг к другу, образуя непрерывный архитектурный рельеф. Поскольку дома открыты, можно подробно рассмотреть конструкции бадгиров и водохранилищ. Добраться в Харанак проще с местным гидом, который заодно свозит вас в два других пригорода — Ардакан и Мейбод, знаменитые своими древними голубятнями и холодильными башнями.
Текст: Анастасия Гриб