На территории Ботсваны расположено огромное количество национальных парков и природных заповедников. Один из них — это национальный парк Нксай Пэн, расположен в Ботсване, и простирается на 200 км2, принадлежит к обширному бассейну Макгадикгади и включает несколько котловин-блюдец меньшего размера: Нксай Пэн, Кгама-Кгама Пэн и Кудиакам Пэн, бывших когда-то соляными озерами.
Эти огромные низины ныне поросли травой с разбросанными то тут, то там группами-островками акациевых деревьев. Низины поменьше в сезон дождей до краев наполняются водой, привлекая на водопой массу дичи.
Наблюдения за жизнью животных в значительной мере зависят от сезона — дождей и характера миграции животных. Существует и немало искусственных мест для водопоя. При обильных осадках лучшим временем для посещения национальных парков Ботсваны является период с декабря по апрель.
Наблюдать при этом чаще всего можно зебр, гну, спрингбоков, антилоп импала, серн, коровьих антилоп, жирафов, львов, гепардов, диких собак, бурых гиен, большеухих лисиц и иногда даже слонов и буйволов.
Парк расположен всего в 50 км от дороги Ната-Маун и относится, таким образом, к сравнительно легко достижимым районам бассейна Макгадикгади.
БАОБАБЫ БЭЙНСА
Растущие примерно в 30 км от въезда в национальный парк Нксай Пэн баобабы Бэйнса — излюбленная цель для каждого туриста, посещающего эти мета в Ботсване.
На небольшой возвышенности, с которой открывается панорама белого от корки соли блюдца Кудиакам, царственно возносятся к небу семь величественных, узловатых баобабов, обязанных своим именем путешественнику и исследователю Томасу Бэйнсу.
Более ста лет назад, стоя на этой высотке, Бэйнс сделал исторические зарисовки кажущегося каким-то запредельным ландшафта, сохранившего в основном свой облик вплоть до наших дней.
Томас Бэйнс был ученым — землепроходцем, естествоиспытателем, художником и картографом. Вместе со своим коллегой Джеймсом Чэпманом он прошел эти места во время свой длившейся два года экспедиции из Намибии к водопаду Виктория (1861-63 гг.).
Путники передвигались на конных повозках и пешком в сопровождении местных проводников из племен готтентотов, дамара (намибийское племя) или сан. В пути приходилось преодолевать много тягот и лишений, немало критических ситуаций — суровые условия пустыни, голод, жажду, болезни. Не раз путешественники оказывались без проводников, внезапно исчезавших, не забыв прихватить с собой часть дорожного провианта.
И все же, несмотря на все трудности, путевые заметки Бэйнса полны восторженных отзывов о красотах Африки. Он признается, что в течение всего путешествия его не оставляло чувство необходимости сохранения на радость людям увиденных им волшебных творений природы и что порой он предпочитал заворожено следить за бегом антилопы, забывая оглядываться, не подстерегает ли сзади опасность.
На рисунках Бэйнса с изображением островка с баобабами видны крытые повозки, люди, поющие лошадей, и огромный баобаб с заросшей листвой кроной. «Мы пошли на огромное дерево Мованаат Мамука Хури и вдруг очутились в куда лучшей стране, — так описывал Бэйнс прелести этого тенистого уголка природы Ботсваны.
Дневники, карандашные наброски, рисунки и картины Бэйнса — захватывающие документы из первых рук, зафиксировавшие моменты давно прошедшей, важной эпохи в истории юга Африки.